В статье затрагиваются разносторонние проблемы детей-инвалидов, возникающие во всех сферах жизнедеятельности ребенка-инвалида и членов его семьи. Выявлены факторы, усугубляющие и без того чрезвычайно сложный путь ребенка с ограниченными возможностями к адекватной реабилитационной поддержке, получению образования, приобретению профессии.
Автор – директор государственного бюджетного учреждения Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Лучики надежды».
В статье описан опыт работы с семьями детей-инвалидов, в частности, создание родительского клуба «Связующая нить». Важную роль автор отводит психологическим коммуникативным тренингам.
Психологический тренинг общения – это вид групповой психологической работы, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения.
В статье приведены цели и задачи клуба, тематическое планирование, а также разработки занятий.
Авторы – психологи ГБОУ «Шола № 105» г. Москвы.
В статье рассмотрено понятие «антивитальные настроения (переживания)», отличие от суицидального настроения. Способы выявления и диагностики антивитальных настроений, примеры коррекционных мероприятий, формы и методы работы с подростками и др.
Автор – директор бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной защиты Майминского района».
В 2012 году этот проект вошел в десятку лучших проектов в РФ по направлению «Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами».
Авторы:
Бакиева С.В. – заместитель директора Территориального Центра социальной помощи семье и детям «Веста» в Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан;
Прокопьева О.Ф. – заведующий организационно-методическим отделением.
Материал предоставлен государственным учреждением «Центр социальной реабилитации для детей-инвалидов «Южное Бутово», г. Москва.
В материале представлен обзор деятельности социально-реабилитационного учреждения: направления работы разных структурных подразделений, клубов.
Автор – логопед бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Анастасия» г. Лангепас.
Автор – заместитель директора, психолог высшей категории государственного автономного учреждения социального обслуживания «Республиканский центр социально-психологической помощи населению «Зеркало» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Основные вопросы организации работы лекотек как структурных подразделений учреждений, эффективные технологии и методики работы специалистов лекотек с детьми, особенности сопровождения семьи для подготовки детей с «особыми» потребностями к обучению в школе. (27)
В последние годы происходит активное развитие программ раннего вмешательства на территории Российской Федерации. Данные программы получили свое признание как эффективные практики, направленные на профилактику социального сиротства и нормализацию жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы Центра лечебной педагогики.
Как подготовить к школе детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы. Книга для учителей, психологов, педагогов, воспитателей детских садов, специалистов ППМС-центров и др. организаций, работающих с детьми с нарушениями развития. (58)
Авторы:
Привезенцева О.С., директор детского дома-интерната № 8, г. Москва;
Татарова Е.И., учитель-дефектолог детского дома-интерната № 8, г. Москва.
Опыт работы московского дома-интерната № 8. Комплексная реабилитация воспитанника с умственной отсталостью как система медицинских и психолого-педагогических мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Автор – социальный педагог государственного казенного учреждения «Детский дом-интернат № 7 г. Москвы».
Проблема тревожнсти. Характерные особенности воспитанников с нарушением интеллекта. Педагогические условия социальной безопасности детей: социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей; решение детьми доступных им проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения в обществе; развитие и коррекция у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации криминогенного риск (адекватная оценка самого себя, способность к анализу обстановки, самостоятельности, ответственности за свое поведение, способности к принятию решения.