На заметку

Дети и Интернет

дети и интернет

Интернет меняет отношения между детьми и родителями, увеличивая и без того большую пропасть между поколениями. Как показывают исследования Фонда Развития Интернет, современные школьники почти в два раза больше, чем взрослые, пользуются Интернетом и быстрее осваивают новые цифровые технологии. На просторах Глобальной паутины они чувствуют себя уверенными и самостоятельными гражданами нового цифрового общества. Неудивительно, что в этом мире занимательных гаджетов и виджетов родителям бывает очень трудно найти время, а, самое главное, слова, чтобы поговорить со своими детьми об Интернете.

Начните первым

Хотя российские школьники предпочитают самостоятельно решать свои проблемы в Интернете и крайне редко обращаются за советом к взрослым, они по-прежнему нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей. Детям и особенно подросткам бывает трудно самим обратиться к взрослым: они стремятся сохранить свою независимость в «цифровом мире», бояться быть наказанными и не очень-то верят, что их «предки доцифровой эры» смогут понять их и помочь им решить их проблемы. В такой ситуации родителям стоит первым прервать затянувшееся молчание и поговорить с детьми об Интернете.

Доверие – самая надёжная защита

Хотя современные школьники и считают себя «продвинутыми пользователями», эта уверенность носит иллюзорный характер, а по уровню компетентности в сфере использования Интернета и цифровых технологи они находятся практически на равных с родителями. Высокий уровень онлайн-активности и чрезмерная самоуверенность в своих силах являются главными причинами столкновения детей и подростков с различными проблемами в Сети. Онлайн-мошенничество, преследования, унижения, оскорбления, шантаж – вот лишь небольшой перечень угроз, с которыми приходится иметь дело юным пользователям. К сожалению, большая часть из этих проблем пока не имеет эффективных технических решений. Главная и самая надёжная защита от онлайн-угроз – это доверительные отношения между детьми и родителями.

Будьте рядом с ребёнком в Сети

Главная задача родителей избежать демонизации Интернета, характерной для многих современных СМИ. Страх, порождённый незнанием, ведёт к цифровой изоляции, что лишает ребёнка тех уникальных возможностей, которые современные технологии представляют для обучения и развития. Совместная деятельность и общение детей и родителей в Интернете, основанные на взаимном доверии и уважением, - это лучшее средство повышения цифровой компетентности и профилактики онлайн-рисков.

Проявите интерес к деятельности ребёнка в Сети

Доверие начинается с принятия и уважения, отказа от осуждений и предубеждений. Родителям необходимо запастись изрядным терпением на этом пути, особенно если ребёнку уже достаточно много лет, и он привык к другим отношениям. Проявляя интерес к деятельности в Сети, демонстрируя свою осведомленность и компетентность, поощряя успехи и оказывая поддержку в трудных ситуациях, мы выстраиваем доверительные отношения с ребёнком, используя Интернет и цифровые технологии как предлог для начала долгого и очень важного разговора. Некоторые темы, с которых можно было бы начать этот разговор, представлены в этом издании, посвящённом профилактике онлайн рисков.

 Классификация онлайн-рисков 

Коммуникационные риски

Возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибертравля, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.

Контентные риски

Возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ Подобный контент можно встретить на различных сайтах и в социальных сетях.

Потребительские риски

Возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе риск купить товар низкого качества, подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию; потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих персональные данные онлайн-покупателей.

Технические риски

Опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ (вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы и др.).

Организация выполнения домашнего задания

 

домашнее задание

Безусловно, самостоятельная домашняя работа не всегда под силу ребенку.

 В этом и заключается ее развивающее действие: школьник учится организованности,

самодисциплине, решению проблем. Все эти качества пригодятся ребенку в дальнейшем.

Поначалу наша помощь им нужна, но порой мы заходим слишком далеко в этом желании помочь.

А может родителям просто не хватает настойчивости?

 

 

 

 1. Для начала обозначьте свой вклад в их домашние задания как помощь, но не как полное выполнение.

Когда дети поймут, что вся ответственность за них лежит на них, то в вашей семье будет меньше скандалов, а ребенок научится самостоятельно справляться с трудностями.
2. Часто бывает, что родители не в курсе требований, предъявляемых учителем к выполнению заданий.
В ваших интересах и вашего ребенка общаться с его учителем минимум раз в полгода. Вам нужно сдать расписание сдачи всех контрольных, годовых, проверочных работ.
3. Организуйте для ребенка его рабочее место.
Оно должно быть максимально безопасным и комфортным для ребенка. Стол и стул должны быть отрегулированы под его рост, на столе должна быть лампа, все необходимые канцелярские принадлежности. Следите, чтобы до и после выполнения домашних заданий ребенок прибирал на рабочем столе.
4. Сделайте для ребенка распорядок дня, включив в него необходимое время для занятий.
Если ребенок учится во вторую смену, то уроки должны быть выполнены утром. Если в первую смену – либо
сразу после школы, либо после обеда. Во второй половине дня ребенок должен отдыхать умственно. Это расписание должно быть на виду у ребенка.
5. Помогите ребенку самому спланировать порядок выполнения упражнений.
Начинать следует с самых легких для ребенка заданий. В середине должны быть сложные предметы, а в конце занятия то, что ребенку интересно. Это позволит сохранять концентрированность и интерес.
6. Ваш ребенок должен понимать, что задания нужно выполнять в обязательном порядке и что делать это нужно качественно.
Сначала все задания следует записывать в черновик. В тетрадь ответы на домашние задания записываются тогда, когда все сделано правильно. Кстати, многие учителя в школе требуют предъявления черновика, чтобы убедиться, что ребенок все понял и сам решил.
7. Помогайте ему только в том случае, когда он испытывает непреодолимые трудности.
Но не решайте ту задачу, которую он должен сделать. Смоделируйте аналогичную ситуацию и объясните, как надо решить на своем примере. Только тогда вы узнаете, что ребенок разобрался в проблеме.
8. Относитесь строго к выполнению обязанностей.
Если вы видите, что задание не выполнено, применяйте штрафные санкции (разумно!).

Как правильно родителю участвовать в выполнении домашних заданий
Приемы, которые помогут выполнять домашние задания, сведя к минимуму
негативные эмоции:


1. Расписание для домашней работы. Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Таким детям нужно помочь принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина.  Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет, в частности, справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания.
Время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена. 
2. Обязательно проверяйте выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Это действие родителей дает ребенку чувство завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также чувство безопасности и уверенности, что работа выполнена без ошибок. Эту уверенность ребенок принесет с собой в класс, и, соответственно, будет более уверен в себе, когда будет выполнять классную работу. Если Вы понимаете, что ребенок не понял какой-то определенный материал, вам нужно дать знать об этом учителю.

3. Распределите задания по важности. Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор.  Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми, и не устанавливают никаких приоритетов. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое – вторым, и так далее. Многие дети имеют тенденцию использовать количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного(учитывающего относительную трудоемкость заданий). Это означает, что если им задано пять различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное.

4. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки. Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой способ контроля, не только подвергают себя огромной фрустрации и гневу, но и создают «выученную беспомощность». Многие родители скажут вам на это, что их дети просто не умеют работать, если родители не сидят рядом с ними. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать. Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание. 
Это – нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой и т.о. он может полностью завладеть вниманием мамы или папы. Проведя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам. Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Меняйте привычку ребенка постепенно. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, выходя из комнаты, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.

5. Сначала проверьте то, что выполнено правильно.Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п. Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ». Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия». Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие. Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно. Попросите ребенка, чтобы он сделал сначала только пять примеров и дал их вам проверить. Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров. Таким образом, ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание. Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

6. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет. Иногда ребенок сидит над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение. Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность. Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства «несоответствия» у ребенка. Лучше сделать небольшой перерыв, сменить деятельность, выяснить, в чем причина. 

Причины затягивания ребенком времени, отведенного на выполнение домашнего задания

1. Он мог просто не понял новый материал в классе, и поэтому не в состоянии выполнить домашнее задание.

2. Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.

3. У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

Способы поддержать ребёнка во время выполнения домашних заданий:
 
1. Позитивный настрой

Мыслите позитивно, основываясь на трех главных правилах-целях домашнего задания:

 «Закрепи то, что вы прошли в школе. К тому же, ты узнаешь еще что-то новое и интересное. Это легко и полезно» (позволяет закрепить у ребёнка смысл в выполнении домашних заданий).

 «Как хорошо, что, делая домашнее задание, ты учишься заниматься самостоятельно, отдельно от класса. Это поможет тебе в жизни».«Как хорошо, что ты учишься планировать свое время, это пригодится тебе в дальнейшей жизни».

 2.  Хороший пример – заразителен 

Известно, что дети копируют взрослых. Отличный вариант мотивировать ребенка делать домашнее задание, это делать в это время свое. Например, читать литературу, необходимую вам в работе, заполнять счета, убираться в доме, мыть посуду. Дайте ребенку понять, что в каждом возрасте есть своя ответственность и свои обязанности. Если мама/папа не выполняли бы свои обязанности, то не получали бы деньги за работу, в квартире отключили бы свет, воду, газ, дом поглотила бы грязь и мусор, а горы немытой посуды заполонили бы кухню. Чтобы двигаться вперед и жить в социуме достойно, нужно трудиться. Помните, как говорила Мэри Поппинс: «Только тот, кто делает, свершает».

3. Удобное рабочее место

Удобным с точки зрения правильной посадки и наличия необходимых для учебы принадлежностей. Место расположения ребенка зависит от рода занятий, которые он выполняет. Так, для письменных работ самым подходящим местом является специальная парта или письменный стол. Профессор С. М. Громбах, внесший огромный вклад в теоретические основы гигиены и здоровья детей и подростков, указывает, что «наличие достаточного числа точек опоры и есть первое условие правильной посадки».

Для чтения книг дети могут выбрать более удобные места: кресло, диван, ковер на полу. Но это зона вашего повышенного внимания за осанкой ребенка и расстоянием от его глаз до книги. В любом случае обеспечьте ребенку достаточно света над рабочей поверхностью. Лучше всего, если письменный стол стоит у окна. Дневной или искусственный свет должен падать либо прямо, либо со стороны, противоположной от пишущей руки. Если общее искусственное освещение в комнате имеет желтый или белый свет, то и настольная лампа должна ему вторить.

4. Создайте атмосферу для учебы

На время работы выключите музыку, телевизор, не отвлекайте его своими телефонными разговорами. Некоторые дети и взрослые уверяют, что музыка помогает им выполнять задания. Может быть, в некоторых случаях и для некоторых школьников это уместно, но чаще всего шумовой фон позволяет правильно выполнять простые задания. Более сложные упражнения требуют значительной концентрации в отсутствии «бэк вокала».

5. Воспитывайте самостоятельность

Не играйте роль учителя, ее уже выполнил настоящий учитель в школе. Ваша задача – лишь помочь ребенку самому сделать упражнения. Подруга моей мамы прошла вместе с сыном не только школу, но и институт, делая вместе с ним (а может, вместо него) рефераты, доклады, курсовую. Я удивилась, что на работу сын пошел без нее и неплохо, надо сказать, справлялся с задачами, но вот к бытовой жизни он оказался не приспособленным: взрослый молодой человек не может сам пойти в продуктовый магазин, купить себе одежду, не хочет обзавестись автомобилем. Если на работе он выполняет поручения, находясь под руководством начальника, то в личной бытовой жизни не может принимать решения самостоятельно, потому что не знает, как ей управлять без чьего-либо руководства, как сделать правильный выбор.

Поэтому не только цените, но и воспитывайте в детях стремление к здоровой самостоятельности даже с дошкольного возраста. Каждый день интересуйтесь домашними заданиями, полученными ребенком в школе, говорите с ним о них, узнавая, как он собирается их выполнять и когда. Направляйте ребенка в правильное русло и лишь слегка подталкивайте, задав нужный курс. Достигнув точки назначения, ребенок должен получить похвалу и одобрение с вашей стороны, ведь это подтолкнет его к новым победам.

 6. Научите ребенка планировать свое время

Роль домашнего задания заключается не только в том, чтобы помочь ребенку лучше запомнить пройденное, но и в том, чтобы научить планировать свое время и научить самоорганизации. Распланируйте и составьте с ребенком расписание на день и на неделю, в которое будут включены временные отрезки на выполнение как быстрых, так и долгосрочных домашних заданий, а также мероприятия досуга, свободного от школьных дел. Полезно (если это

возможно) чередовать выполнение простых и сложных заданий.

7. Установите с ребенком цели

Если составленного расписания занятий не достаточно для активации процесса самоорганизации, то попробуйте составить вместе с ребенком целевую таблицу. Эта стратегия может оказаться очень полезной для улучшения успеваемости и развития навыков самостоятельности. Выполняя домашнее задание и отмечая результаты достижений в таблице, ребенок видит немедленные результаты своей деятельности, а значит, может самостоятельно оценить свои труды. Повышение самооценки и улучшение результативности труда станет для него сильным стимулом в дальнейшей работе.

Для этого вам понадобится:

- разделить домашнее задание на части.

Каждая часть не должна иметь совсем простую, но вполне достижимую цель.

Определите время, требующееся для ее выполнения и допустимое количество ошибок.
Например, 10 примеров должны быть решены за 10 минут с 2-мя допустимыми ошибками;
- кухонный таймер или будильник для контроля временного периода, отведенного для каждой части. Главное, чтобы ребенок сам мог контролировать оставшееся время на решение задачи (для младших школьников достаточно будет вашего контроля над временем);

- для приучения ребенка к самостоятельности определить количество допустимых обращений ребенка за вашей помощью;

 - заносить результаты в таблицу не только ежедневно, но и выводить общий показатель в конце недели. Таким образом, вы сможете вместе с ребенком устанавливать новые цели на следующую неделю, направленные на улучшение показателей. Главное изначально поставить достижимую для ребенка цель, постепенно усложняя задачу, иначе, не достигнув цели в начале пути, ребенок потеряет интерес к игре.
 К числу удобных или даже необходимых для работы принадлежностей, помимо стандартного набора (ручки, карандаши, линейки и т.п.)  Имея удобную во всех отношения рабочую зону, ребенку будет не только приятно выполнять домашнее задание, но и делать это без вреда для своего здоровья.

8. Превратите проверку домашнего задания в игру

Для младших школьников процесс проверки превратиться в ожидаемое и интересное представление, где их любимый плюшевый мишка найдет ошибки и попросит их исправить. Для школьников постарше можно лишь обозначить количество ошибок и предложить их найти самим.

9. Хвалите ребенка

Опять же вспомним Мэри Поппинс, которая говорила, что «Ложка сахара делает пилюлю слаще». Проверив домашнее задание, первым делом не акцентируйте внимание на сделанных ошибках. Скажите, с какой хорошей интонацией ребенок прочитал стих, как быстро он запомнил столицы стран, как аккуратно он написал диктант, и лишь затем обозначьте ошибки. Простую словесную похвалу за правильно (вовремя, самостоятельно, без принуждения…) выполненное домашнее задание (или за достижение дневных/недельных целей) чередуйте с обещаниями (и обязательным выполнением с вашей стороны) вместе поиграть, сходить в кино или устроить мастер-класс по выпечке воздушного печенья. Но не перебарщивайте, ребенок должен не только знать и чувствовать, что вы цените его труд, но и понять, что он трудится, прежде всего, для своего будущего благополучия, а значит, ради себя.

10. Расскажите о личной ответственности

Дайте ребенку понять, что домашнее задание – это его задание. Импульсивные родители, борющиеся с ребенком за выполнение домашнего задания, часто ведут себя назидательно. При этом сильно расстраиваются и паникуют, если ребенок неверно выполнил задание или не хочет его выполнять, и часто выполняют задание вместо ребенка. Помните пункт №5? Так вот, в дополнение к воспитанию самостоятельности, донесите до ребенка мысль о том, что вы не расстроитесь, если он не выучит стих. Доля расстройства и разочарования в себе самом коснется именно ребенка, если он окажется единственным в классе с несделанным домашним заданием. Младшие школьники более восприимчивы к такому роду ситуации, чем старшеклассники. Но, если соблюдать правильный подход к организации учебной деятельности ребенка с раннего возраста, то в старших классах такая ситуация вряд ли возникнет. 




Немного о пользе сказок

   

   Ввести ребенка в мир чтения – не значит купить много книг или предоставить доступ к аудиозаписям со сказками. Связь родителя и ребенка посредством книги определяет многие интересы: не только чтение книги, но и обыгрывание ее вместе с детьми.

Какой Вы родитель, или Типы детско-родительских отношений

   Как и любые другие отношения, детско-родительские можно классифицировать по  нескольким типам. Конечно, большинство семей не может на 100 % относиться к тому или иному типу, и многие из родителей найдут близкое своему поведение в различных типах. Но все же, постарайтесь максимально честно проанализировать, к какому типу можно отнести Ваши взаимоотношения с ребенком, и насколько Вы близки к оптимальному типу.vzroslyie deti i roditeli

     Тип чрезмерного участия
   Неумеренная родительская любовь, чрезмерное участие, а в некоторых случаях содержание под стражей, полный контроль жизни ребенка и, даже, проникновение в его внутренний мир. В этом случае граница отношений становится размытой эго ребенка как бы «растворяется». Родители стремятся реализовать все потребности ребенка, исполнить его желания, которые часто еще даже не сформированы.
   

10 заповедей для родителей. Януш Корчак.

10 zapovedey

         Я́нуш Ко́рчак  — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

      1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать НЕ ТОБОЙ, а СОБОЙ.